Лайфхак: как ямал учился читать
Любовь к литературе и периодике проникала в глубинку на оленьей упряжке.
– За короткий срок, начиная с 30-х годов, на Ямале совершилась подлинно культурная революция, – уверена заместитель директора Централизованной библиотечной системы. – Народы Севера обрели письменность и литературу. В их жизнь навсегда вошли книга, журнал, газета. Даже сейчас, когда к книге ослабевает повсеместно интерес, зайдите в любой чум, обязательно найдете хоть одну книжку или журнал.
ОСНОВАТЕЛЬ ОТЕЦ ИРИНАРХ
КНИГИ «ШЛИ» К ЧИТАТЕЛЯМ
Изначально библиотечное дело на Ямале основал отец Иринарх (в миру – Иван Шемановский), проживавший в Обдорске, как тогда назывался Салехард, с 1890-го по 1910 год. Его стараниями в будущей столице Арктического региона заложена великолепная библиотека.
– В зимнее время при колхозах и совхозах работали избы-читальни, а летом их размещали еще и на рыболовецких песках, – поясняет Инна Борисовна.
Источник http://ks-yanao.ru/kultura/
ОТ ОДИНОЧЕСТВА ИЗБАВЛЯЛИСЬ В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА – БЕЗ ДУШИ
А вот точной даты образования на Ямале детской библиотеки в архиве не найдено. Однако из старых документов следует, что в 40-е годы (по другой версии – в 1938 году) создан детский отдел при городской библиотеке, которая впоследствии стала окружной.
С 1954 года в числе наших читателей М.И. Семяшкина, С.В. Раскин ходил сюда еще подростком вместе с отцом, а потом сам привел в библиотеку много новых читателей.
Один из старейших и верных читателей ямальских библиотек живет в Тазовском. Станислав Смирнов с 1967 года записан в местную читальню.
И сейчас, в 21-м веке, ямалец неизменно приходит за новой книгой. Ищет не новомодное чтиво, а серьезную литературу.
В Тазовской библиотеке всегда работали профессионалы, которые любят свое дело и читателей. Правда, я сейчас практически не вижу посетителей в зале. Ходят ребятишки, им по школьной программе что-то надо взять, а молодежи нет. Она больше увлекается электронной литературой, а еще компьютерными играми. Да, я тоже иногда читаю электронную книгу, но не люблю ее, без души она. А бумажная книга – живая… – заключает тазовчанин.
– Собрания пополнялись, уже к 1940 году в библиотеках ЯНАО находилось более 53 тысяч различных изданий, – отметила Инна Борисовна. – И даже в напряженные годы войны удалось дополнительно открыть три культбазы, семь красных чумов и 14 изб-читален.
Разные были люди. Не было никогда и не будет другого такого знатока зарубежной литературы, как Анатолий Бороздич. Его мама когда-то трудилась в нашей библиотеке. Один увлеченный человек из Нового Порта переводил на ненецкий язык энциклопедию по политэкономии в четырех томах и регулярно докладывал об успехах в этом деле. А читательница Тамара Ландо, конспектируя работу Владимира Ленина «Шаг вперед, два шага назад», сама непроизвольно вышагивала по читальному залу то вперед, то обратно…
Так, к 1906 году она насчитывала около пяти тысяч томов, в том числе труды известных ученых, путешественников, словари. Через год открыли детское отделение, собрав для его нужд 600 томов. Историки отмечают, что в те годы Обдорская библиотека стала культурным центром для русских, зырян, инородцев, политических ссыльных.
Подбирать книги для представителей коренного населения Севера тогда было непросто. На ненецком и хантыйском языках печатались единичные издания. Не хватало литературы, рассчитанной на низкий уровень образования: книг с крупным шрифтом, хорошо иллюстрированных, с несложным сюжетом.
Фото предоставлено МКУК «ЦБС».
Скоро по тундре вместе с оленеводческими бригадами стали разъезжать передвижные учреждения культуры, так называемые красные чумы, рассказывает заместитель директора МКУК «Централизованная библиотечная система» Салехарда Инна Ефимова. В команде просветителей обычно были учитель, библиотекарь, киномеханик, фельдшер и чум-работница. Багаж – 150–170 книг.
– Детективы только в поезде читать, – не сомневается Станислав Николаевич, с которым «КС» говорил по телефону. – В последнее время я больше увлечен таким авторами, как Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Борис Емельянов, военный публицист Александр Широкорад.
ПО СЛЕДАМ КРАСНОГО ЧУМА
Нина Паринова, бывший руководитель центральной библиотеки Салехарда:
Просвещением и нравственным воспитанием занялась позднее и салехардская «вотчина книг». Центральная библиотека города почти ровесница округа, появилась в 1932 году. Основу ее составили книги, подаренные библиотеке отца Иринарха.
Есть мнение
Время меняет людей, события, политику и приоритеты. Книги, за которыми, как за мясом, в 80-е годы стояла очередь, сейчас берут редко – лишь самые неординарные. У многих есть компьютеры и Интернет, но читающие люди и в семье своей не позволят книге исчезнуть. Спасибо им огромное за это!
Но, несмотря на трудности, уже к концу 30-х годов появились районные библиотеки в Яр-Сале, Тарко-Сале, Красноселькупе, Мужах, Аксарке, Тазовском. Красные чумы несли знания в глубинку до 70-х, потом их сменили передвижные агиткультбригады.
– Более 30 лет трудилась в родной окружной, ныне центральной библиотеке. Вспоминаю, как часто к нам приходили люди, только что приехавшие на Север. Они тосковали по Большой земле, и книги помогали им привыкнуть к новой жизни, пережить одиночество.
На снимке: окружная библиотека на улице Матросова. Начало 70-х годов.
В 1954 году городская библиотека становится окружной. Как поведали в ЦБС, сотрудники учреждения не хотели замыкаться лишь в нескольких стенах и выходили с книгой «в поле». В 50–70-х годах к ямальским геологам, рыбакам, оленеводам отправилось свыше 200 передвижных библиотек. Их ждали и радушно встречали.
Воспоминания
Три избы-читальни и две библиотеки в Ямальской и Гыданской культбазах – так создавалась библиотечная система ЯНАО в начале тридцатых годов прошлого века.
Источник: http://k12s.ru