По просьбе читатей: интерес к полу

Опубликовано: 1.11.2017
интерес к полу

Интерес к полу, человека в рамках социальной психологии обусловлен тем, что коммуникативная природа личности не может быть вполне осмысленная и проанализированная без учета психологического своеобразия индивида, который, безусловно, проявляется и в его половой принадлежности.

Экстенсивность мужского сексуального поведения проявляется в относительно раннем появлении, в большей фактической численности, меньшей эмоциональной интимности, а женская сексуальная удовлетворенность больше связана с нежностью и экспрессией относительно партнера.

Современное психологическое мнение по вопросам сходства и различий человека представлено преимущественно двумя подходами: эволюционистическом (подчеркивает родство людей) и культуральном (делает акцент на различиях между людьми).

Важно также учитывать то обстоятельство, что мозг, в отличие от репродуктивных органов, дифференцировка которых альтернативная, содержит потенциальные возможности программирования поведения как по женским, так и по мужским типам, реализация которых зависит от условий индивидуального развития.

Из многочисленных свойств, что различает мужчин и женщин, важнейшими для социальной психологии есть те, которые связанны с умением передавать информацию, воспринимать друг друга, контактировать и взаимодействовать с другими. Речь идет прежде всего о коммуникативных, перцептивных и интерактивных половых различиях, которые сильно сказываются на разных сферах жизненной деятельности человека.

Как видим, в большинстве исследований показатели, характеризующие различия между мужчиной и женщиной, совпадают, что дает основание говорить о корреляции названных феноменов с реальностью.

Взрослость привносит такое: женщины выполняют большую часть домашней работы, а такие обязанности, как приготовление пищи и мытье посуды, является наименее раздельным. Из таких поведенческих ожиданий формируются гендерные роли для мужчин и женщин.

В понятие полового диморфизма изначально не закладывалось различие генетического, гормонального, морфологического, поведенческого и психологического дифференцирования индивидов, а предполагалось, что все эти измерения совпадают и предопределяются теми же самыми причинами.

Таким образом, половые роли - это вид социальных ролей; они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении.

Половая принадлежность индивида, даже в чисто биологическом смысле этого понятия, - сложная, многоуровневая система, которая формируется в процессе индивидуального развития человека.

Формирование психологического пола может занять долгие годы, ведь известны различные этапы осознания себя мужчиной или женщиной, связанные с половым созреванием, заключением брака, рождением детей и другими степенями оформления индивидуальности (Т. Титаренко).

Однако уже в детском возрасте происходит попытка детей внешне показать свою принадлежность к определенному полу: мальчики стремятся к независимости - они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, как правило, от матери, для девочек приемлемым является взаимозависимость - они приобретают собственную индивидуальность в своих социальных связях.

Распространенной среди ученых есть позиция, согласно которой, необходимы оба подхода. Есть гены, которые формируют адаптивный человеческий мозг - своеобразный компьютер, и одновременно культура, которая представляет программное обеспечение для этого «компьютера».

Половая идентичность - это субъективное переживание половой роли, а половая роль - публичное выражение половой идентичности.

Формовочная сила социокультурной среды проявляется в наших ожиданиях и представлениях о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Во многих странах девушки проводят по сравнению с ребятами больше времени за такими занятиями, как помощь родителям в домашнем хозяйстве и уходе за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без присмотра взрослых.

Мужчинам гораздо больше удается директивный, проблемно-ориентировочный стиль руководства, а женщинам - стиль социального лидера, который создает «дух команды»; мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, доминированию над другими.

Итак, слова «мужчина» и «женщина ». Ассоциируются с множеством разнообразных признаков в частности: изменений репродуктивных функций, строения тела, характера, вида занятий, социального статуса, позиции, социальной роли и т.д.

На уровне обыденного сознания и сегодня принято считать, что по строению тела индивида можно судить о его гормональной конституции, сексуальной ориентации и т.п. Однако на деле половые различия в психике человека не обязательно совпадают с морфологическими, соматическими признаками, да и сам этот феномен очень сложный.

В общем, подводя итоги, следует отметить, что «половые - ролевые» свойства индивида воспроизводят явления, связанные с дифференцированиями и различиями мужчин и женщин; по способу репродукции, выполняемыми в обществе ролями, коммуникативными программами поведения и др.

Мужчины выступают инициаторами большинства деловых отношений и свиданий, что, как правило, свойственно лицам, имеющим высший социальный статус; выступая лидерами в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности.

И. Кон утверждает, что при всех индивидуальных и культурно-исторических вариациях мужской стиль жизни в большей степени бывает предметно-инструментальным, а женский - эмоционально-экспрессивным. Несмотря на «выравнивание» социально-половых различий у большинства мужчин первое место занимает профессионально-трудовая деятельность, а у женщин - семья.

Ранее интроверты , тяготеют к более индивидуализированным, тонким и устойчивым отношениям, что часто сопровождается психологическими проблемами и трудностями.

По поводу этого С. Голод отмечает, что безоговорочно принять высказанное суждение нельзя, ведь одни исследования подтверждают этот тезис, а другие - нет. Собственные опросы ученого подтверждают утверждение И. Кона: женщины действительно воспринимают брачные отношения многогранные, чем мужчины.

Отдельно следует обратить внимание на взаимосвязь гендерных различий с сексуальными установками, которые в совокупности оказывают влияние на поведение. Именно в области сексуального поведения мужчин и женщин, по мнению С. Голода, наиболее отчетливо проступают различия по оси «инструментально - экспрессивной».

Степень половых различий варьирует не только от вида к виду, но и в различных подсистемах и сферах жизнедеятельности человека: строение половых органов, тела, функции центральной нервной системы и поведение взаимосвязаны, но формы, сроки и степени их полового дифференцирования существенно отличаются. Именно поэтому переносить выводы, сделанные в одной сфере на другую, особенно когда речь идет о поведенческой характеристике, не связанной непосредственно с продолжением рода, является слишком рискованным делом.

Необратимость половой принадлежности становится в сознании ребенка окончательной в 6-7 лет: он понимает, что растет мальчиком или девочкой навсегда.

Сторонники культурального подхода на первый план выдвигают адаптивность человека во взаимодействии с окружением.

У людей половая дифференцировка распространяется не только на поведение, связанное с продолжением рода но и на значительно более широкий круг отношений вплоть до таких, которые не имеют прямого репродуктивного значения, например, профессиональные занятия или соотношение научных, этических и художественных интересов. При этом любое человеческое поведение, в том числе и репродуктивное, развивается под влиянием и контролем личного опыта и социального обучения.

Половая дифференциация (совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол) у человека социокультурно обусловлена.

Ученые подчеркивают, что в условиях, когда биологический пол и его социальное определение (отношение окружения и др.) совпадают, особых трудностей с половой идентификацией не возникает. При других обстоятельствах, если они почему-то расходятся или если сам биологический пол не определён или неясен, возникают разного рода проблемы.

В разговоре мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины - на отношениях между людьми; в группах содержание разговора мужчин чаще имеет информативный характер, а женщинам важнее поделиться своими размышлениями с подругами; женщины в большей степени склонны описывать себя как эмоциональных, способных понять чувства других.

Половой диморфизм (от гр. ди - двойной, морфизм - вид, форма) проявляется в широком спектре соматических и поведенческих различий. Немецкий психолог О. Вейнингер, пытаясь по-новому подойти к решению проблемы половых различий, установил в процессе исследования, что половое дифференцирование никогда не бывает вполне законченным, ведь все особенности мужского пола, хотя и в слабом виде, можно найти у женщины, и наоборот, все половые признаки женщины в своей совокупности имеющиеся и у мужчин, хотя и в очень неоформленном виде, так называемом рудиментарном состоянии. Поэтому, по мнению ученого, мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типичные половые формы, которые в действительности не существуют.

В целом, половая роль - это определенная система предписаний, модель поведения, которую должны усвоить и которой должен соответствовать индивид, что бы его признали мужчиной или женщиной ( половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, который соотносит себя с определенным полом и ориентируется на требования соответствующей половой роли).

Амбиверты начинают половую жизнь, чаще имеют сексуальные контакты с большим количеством партнеров .

Следовательно, дифференциация половой роли является социокультурным аналогом полового диморфизма, ее конкретное содержание в разных обществах зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей культуры, конкретного образа жизни индивида.

При этом представители первого подхода исповедуют учение об эволюции поведения: естественный отбор помогает в таком образе восприятия информации и таком поведении, которые при определенных условиях способствуют сохранению и распространению тех или иных генов.

Отношения интровертов с партнерами противоречивы и окрашены тревогой и неуверенностью, что, возможно, обусловливается их завышенными ожиданиями в отношении «настоящей любви». Относительно экстравертивных женщин, то они чаще интровертивных имеют сексуальные отношения, однако эта разница является небольшой. Эмоциональная открытость экстравертов способствует сексуальному раскрепощенному поведению и разговорам на сексуальные темы, однако это также зависит от настроек и культурных норм.

Если в организации принят демократический стиль общения и руководства, женщины в качестве лидеров ценятся так же высоко, как и мужчины. В условиях авторитарного стиля оценка женщины-лидера ниже; люди лучше воспринимают «сильное» мужское руководство, нежели «навязчивое» женское; мужской стиль общения характеризует заботу о независимости, а женский - взаимную зависимость.

У мальчиков и девочек осознание своего пола происходит не сразу. Осознание психологического пола начинается с 6-8 месяцев, когда малыши учатся различать мужчин и женщин; в полуторагодовалом возрасте обычно уже есть первичная половая идентификация, то есть знание своей половой принадлежности.

Одновременно в скандинавских странах ребенка добровольно воспитывает один из родителей - мужчина или женщина, в основном тот, у кого более низкая профессиональная квалификация. Итак, наше настоящее под влиянием социального и нравственного прогресса расширяет горизонты интересов обоих полов, повышает значимость карьеры, что побуждает женщин к пожертвованию семьей во имя профессиональных достижений, а мужчин - к утверждению себя в равной степени в обеих сферах деятельности. И все же традиционные установки на различия преобладают.

В связи с этим встает вопрос о том, формирует культура гендерные роли, будут ли они (эти роли) просто отражать поведение, естественно присущее как мужчинам, так и женщинам. Разнообразие гендерных ролей в различных культурах и разных эпохах свидетельствует в пользу того, что они действительно формируются культурой.

Анализируя половое - ролевое дифференцирование, нельзя не учитывать социально-исторические факторы. Известно, что половые роли (половое разделение труда) в различных обществах и на разных исторических этапах развития распределяются не одинаково, а в зависимости от общественного строя, имеющегося на тот момент способа производства и т.п.

Изучая проблему социально-половой дифференциации личности, современные отечественные и зарубежные исследователи достаточно часто используют понятие «гендер» (от англ. Gender - род), под которым понимают всю совокупность свойств (социально-биологических характеристик), с помощью которых люди дают определение понятиям « мужчина »и« женщина ».

Изучая взаимозависимость сексуального поведения, установок и типа личности, Г. Айзенк показал, что экстраверты (черты экстраверсии - коммуникабельность, импульсивность, активность, комичность, беззаботность и т. д) это те, кто легко сближаются с лицами противоположного пола, более гедонистичные (от гр. - наслаждение), не испытывают сомнений и тревог в связи со своей сексуальностью.

Определенной базой для изучения взаимодействия наследственности и социальных факторов в формировании половой идентичности является трансексуализм (расхождение между биологическим и паспортным полом, с одной стороны, и половым самосознанием - с другой) и накопленный опыт в перемене пола.

Указывается на случай такого рода - гермафродитизм, т.е. врожденное состояние неопределенности, двойственности репродуктивной системы организма, прежде всего его внешних гениталий, когда четкое установление пола как мужского или женского невозможно или затруднено.

Мужчины же предпочитают абстрактную, престижную работу (постановка задач, программирование основных процессов и т.п.), а работу «грязную» (написание программ и т. п.) они перекладывают на женщин.

Как известно, далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин зависят от их пола. И даже там, где такая детерминация доступна, она приспосабливается и часто видоизменяется к условиям среды, воспитания, видам деятельности, т.е. биологические факторы полового дифференцирования, дополняются социальными.

Применительно культурных норм, обычаев, традиций, то многочисленные варианты установок и поведения индивидов в различных культурах показывают, насколько люди являются их продуктом. Речь идет о том, что гендерные роли, то есть набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, обусловлены культурой.

Культуры различаются между собой правилами социальных игр, нормами, которые регулируют допустимую степень эмоциональности и экспрессивности, размер личностного пространства и т.п. Одновременно гендерные роли также зависят от эпохи. Доказано, что с годами меняются взгляды в обществе на роль женщины в бизнесе и промышленности.

Женщины ,по сравнению с мужчинами, болезней переживают свои ошибки и критические замечания, острее реагируют на неуважение к себе высшего руководства, постоянно нуждаются в оценке своего труда, менее склонны к риску.

Ученые подчеркивают, что женщины менее агрессивны, более склонны к опеке и чувствительнее; женщины больше внимания придают взаимоотношениям между людьми. Если мальчики имеют тягу к независимости, то для девочек более приемлема взаимозависимость; игры девочек происходят в меньших по размеру группах и в них меньше агрессивности.

С точки зрения культуры половые роли известны в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Индивид, принимая и усваивая определенную половую роль, приобретает половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся все свойства его поведения и самосознание личности.

Эти выводы Г. Айзенка подтверждаются и другими исследователями, в частности немецкими. Так, Л. Казек отмечает, что экстраверты, независимо от пола, благодаря большей коммуникабельности и открытости активнее интровертов устанавливают контакт с лицами противоположного пола, одновременно интроверты женщины имеют более одного сексуального партнера реже мужчин-интровертов, которые в этом отношении не отличаются от экстравертов.

Источник: http://k12s.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться